«В кого ты такой уродился». З послания
Обычно так говорят с негативным оттенком. Если ребенок талантлив, то его талант чаще всего приписывается кому-нибудь из родных. «Это ты вся в бабушку такая чистюля». «Так красиво поет – ну вылитая мать». «Какой умный – настоящий папа».
То есть твой талант вроде и не твой, у него уже был «хозяин». Редко когда услышишь что-то наподобие: «Ты такая красивая – в кого такая? У нас в роду одни уроды». Обязательно какая-нибудь красивая бабушка или тетя найдется – и твоя красота становится как бы повторной, не твоей. С одной стороны – так оно и есть, и большая часть наших талантов дается из рода.
Но и недостатки тоже.
Но вот тут ребенку и говорят: «В кого ты такой уродился, упрямый такой!».
Что по-настоящему слышит ребенок?
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ. «Ты не такой как мы»
Одна из самых страшных для малыша идей.
Не такой как мы – значит, ты не наш.
Ты не наш – значит, ты не принадлежишь к нашей семье и роду.
Не принадлежишь к роду – значит, его ресурсы не твои.
Ресурсы рода не твои – значит, мы тебе ничего не дадим.
Соответственно, ты ничего не получишь.
А раз так – ты умрешь.
То есть, когда ребенок слышит «В кого ты такой уродился», где-то на подкорке записывается: «ты можешь умереть». Или прямо: «Умри, упрямый, тяжело с тобой».
Ребенок теряет право на принадлежность.
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ. «Ты не такой как мы и такой как ты есть, ты нам не нравишься».
Это звучит достаточно явно, так как чаще всего такая фраза произносится с недовольством, сердито: «В кого ты такой уродился?» . Мало кто из детей может это воспринять как «Ты не такой как мы, но оставайся самим собой, мы тебя любим».
Ребенок чувствует в этот момент, что ему срочно нужно измениться, чтобы нравиться своим взрослым. Так как у ребенка есть важная потребность – быть любимым.
Чаще всего он выбирает стать «таким, как они» — вести себя так, как принято в семье, говорить и действовать так, как нравится родителям. Так флегматики становятся сангвиниками, холерики играют в меланхоликов; ребенок себя ломает, лишь бы ощущать,что он такой как все, лишь бы чувствовать принадлежность.
Конечно, так происходит до поры до времени. Внутренний конфликт зреет, и первые его выхлопы происходят в подростковом возрасте. Чаще всего выхлопы подавляются, уходят в психосоматику. Некоторые дети рано уходят из семьи, чтобы всю жизнь искать себя или виноватых.
Ребенок теряет право на безусловную любовь.
ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ. «Ты не такой как мы, ты нам не нравишься, и ты должен стать другим».
Тут главное слово – должен. Это про ломку и про насилие.
Ребенок теряет право на самого себя и на свободу быть.
Разумеется, мама или бабушка, которые произносят нечто подобное, желают только хорошего. Но дети – не взрослые, и именно это часто не учитывают старшие в общении с малышами. Многие не задумываются и не знают о том, что детская психика – детская.
Ребенок:
- безусловно верит всему, что говорит взрослый;
- воспринимает слова буквально, без иносказаний. Собственно, он слышит самую суть, которая заложена в слово, а не то, что на самом деле хотела мама (чтобы он перестал бегать, например).
Поэтому для него очень важно слышать честные и настоящие слова любви, без манипуляций и примесей.
Автор в соцсетях: