Стадии психотерапии в онтогенезе
Стадия 1. Детская: Беспомощность
Клиент понимает, что «ничего не понимает» в своей жизни. Ему нужна помощь, чтобы узнать причины и разобраться с собой.
Поведение Клиента: Нуждается в помощи. Приходит вовремя. Готов работать. Каждая сессия – открытие. После сессии – облегчение или муки проживания. Видит результаты. Результаты видят и окружающие его люди.
Отношения с терапевтом: Полностью доверяет терапевту или полностью не доверяет терапевту (но все равно приходит). Терапевт – необыкновенный человек, терпеливый, понимающий, чуткий; все знает и на любой вопрос дает ответ. К нему хочется идти; возникает чувство привязанности к терапевту.
Работа: С детскими травмами, с внутренним ребенком, с отношениями с родителями (бабушками-дедушками, братьями-сестрами).
Стадия 2. Подростковая. Обесценивание.
Поведение Клиента: Все знает. В других людях видит их травмы. Люди – жалкие существа, которые не хотят работать с собой. Всех призывает идти в терапию. Знает и понимает все, что с ним происходит.
Отношения с терапевтом: Человек, которого Клиент уже перерос. Ничего нового не скажет. Обесценивание терапевта и прежних своих достижений. Начинает считать деньги: стОит ли терапия того или можно эти деньги уже не тратить на это бесполезное занятие. Терапевт все должен сделать за Клиента: в первую очередь, терпеть и вытягивать сессии на своей энергии.
Работа: С подростковыми травмами, с идентичностью, с вопросами уровня «Кто я» и «Чего хочу?». Часто на этой стадии Клиенты, входя в состояние обесценивания, уходят, потому что «здесь уже нечего взять».
Стадия 3. Взрослая. Познание.
До этой стадии доходят не все.
Поведение Клиента: Те, кто остаются, начинают понимать, что ничего о себе не знают. Перестают думать о других людях, которым нужна терапия, углубляются в себя. Сложная стадия взросления.
Отношения с терапевтом: Сотрудничество. Осознание своей беспомощности и понимание, что специалист нужен не для помощи, а для взросления. Новые навыки коммуникации – с собой и миром. Готовность работать на глубинном уровне личности, менять не только убеждения, но и поведение. Сложности во внешнем мире, связанные с изменением поведения и себя. Радости с внешним миром, связанные с новыми связями, интересами, жизнью для себя.
Работа: С детскими травмами. С подростковыми травмами. С идентичностью. С родителями. Со своей личностью. Со своим поведением. Рефлексия. Налаживание контакта с собой.
Стадия 4. Смерть.
Прежняя личность будто «умирает». В муках и непонимании, что меня ждет, рождается новая личность.
Стадия, куда хотят прийти все, но мало кто доходит.
Стадия 5. Детская.
Стадия 6. Подростковая.
Стадия 7. Взрослая.
Стадия 8. Это когда-нибудь закончится?
Стадия 9. Появляется или не появляется в зависимости от ответа на предыдущий вопрос.
Стадия без номера. Поддержка.
Это поддерживающая терапия, регулярность которой определяет Клиент, но в основном, это 1 раз в 3-4 недели. Но может быть и еженедельно. Человек приходит на терапию как в спортзал: регулярно и понимая, что это нормально. Что если ты вылечил зуб и он не болит, это не значит, что теперь не надо чистить зубы. Приходит за гигиеной внутреннего мира, поддерживая себя, уделяя внимание себе — уже не своей боли, а себе — из любви и уважения к своим внутренним процессам.
Поддерживающая терапия может закончится один раз и навсегда, а может и возобновиться — по потребности.
P.S. Это исключительно моя систематизация, основанная на собственных наблюдениях за собой и на моей Клиентской практике.
P.P.S. С благодарностью к моим Клиентам и с уважением к ним за их труд и поиски.
Автор в соцсетях: