Язык искусства. Символика чисел

В народе существует мнение, что искусство само по себе элитарно. И не только в смысле финансовой доступности, но и в понимании языка искусства.
Считается, что «нам, простым людям, этого не понять».
Это меня всегда мучало. С раннего детства в моей голове засела мысль о том, что во многих произведениях искусства существует скрытый смысл; они наполнены некой символикой, понимание которой доступно только избранным людям – авторам и искусствоведам. И мне очень хотелось научиться понимать ее хоть чуть-чуть.
При первой же возможности я рванула поступать на филфак (уже имея одно высшее образование). Не для «корочки» – работа у меня всегда была и без специального высшего. Я надеялась, что в вузе мне откроется тайна. Так что там зашифровал Кэролл в «Алисе в стране чудес»? И какие глубины в «Преступлении и наказании»? Как читать между строк? Что там, между строк, искать? Как научиться понимать? Я пыталась задавать эти вопросы людям, которые говорили: «Это очень сложное многоуровневое произведение, его так просто не поймешь». Прекрасно, я готова понимать «не просто», но дайте за что-нибудь зацепиться! Цепляться было не за что…
…Я понимаю: искусствоведческая литература, конечно же, существовала всегда. Но книги на эту тему находились в труднодоступных местах – в архивах вузов и научных библиотеках – как нечто строго охраняемое. А почему не в широком доступе? Ну почему «не для всех»?! Для школьников, например? Почему не изучать искусство в школе? Вместо фиктивных «Трудов», например? Или «Рисования», которое обычно навсегда отбивает охоту рисовать?  Вы пробовали рисовать акварелью по ватману?!..
В вузе мы подобного не изучали. То ли вуз не тот, то ли… Вдруг этого смысла и нет! Вдруг, это все выдумки?
Все, что дальше написано – это ни в коем случае ни мои исследования.  Я просто с благодарностью за информацию перевожу мир видео в мир букв. Во-первых, сохраняю эти сведения для себя самой. Видео рано или поздно удалится с сайта (автоматически или закроется автором) – информация исчезнет. А текст у меня останется.
Во-вторых, это то, что я так долго искала. И, возможно, ищет кто-то еще. Поэтому с благодарностью Андрею Цымбалу расшифровываю его  видеосеминар «Грань между ремеслом и искусством».

Основные символы в живописи (числа)

Художник – если он Художник, кроме изображения линий и цветовых пятен, наполняет холст информацией. Великий Художник несет послание как будущему, так и своему поколению, рассказывая и помогая понять, чем жили/живут люди его эпохи. Ведь можно переписать хоть все учебники истории – но нельзя переписать известную картину, особенно, если она уже в музее. Основная задача искусства – продемонстрировать, чем живет общество и что, возможно, его ожидает. Музеи ищут такие работы и покупают их, чтобы сохранить подлинную историю в веках.
Не знаю, как в других странах было с искусствоведческим образованием, но искусствоведов бывших республик учили по принципу, который можно сформулировать как «Никакого смысла!» То есть основное направление в понимании живописи – это понимание правильности композиции, сочетания цветовых пятен, тепло-холодности, линий и т.п. (что, несомненно, тоже очень важно). Но информация о символах и смысловом наполнении картин была вытравлена из образовательных программ. Зачем? Это надо спросить у Ленина, который поставил именно такую задачу для вузов.

Но искусство символично, независимо от воли вождей.
Самые основные символы – это цвет и число. Имеется в виду цвет не в психо-эмоциональном восприятии, а именно в смысловом контексте искусства.
Начнем с чисел.

1 – просто один: объект, предмет, человек. В некоторых случаях может символизировать одиночество.

2 – деление на правое и левое. В социальном контексте – деление на правых и левых. Исторически сложилось, что во времена французской революции справа от председателя собрания сидели жерардисты (представители буржуазии). А слева – санкюлоты, представители бедного люда (sans culotte буквально – «без кюлот»). В XVIII веке мужчины из богатых сословий носили кюлоты (короткие обтягивающие брюки чуть ниже колен), бедняки и ремесленники носили длинные брюки.
Гражданин без кюлот:

без кюлот

Гражданин в кюлотах:

в кюлотах

3 – обозначает деление общества на классы. Какие классы есть в обществе?
– крестьяне (кормильцы);
– рабочие (создатели материального мира);
– эксплуататоры (сюда же можно поселить и людей из мира творчества, и интеллигенцию. Кстати, многие поэты и писатели были «голубых» кровей. Неважно, что Пушкины были бедны: они владели имениями и «душами»).

Если мы уж заговорили о Пушкине, то давайте вспомним его:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Три девицы – это отсылка на разделение общества. Читаем дальше.

3 девицы

“Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.

«Приготовила б я пир» — то есть накормила б. А общество кормит кто? Крестьянин.
Царь стоит под окошком и не реагирует.
Царю не нужна крестьянка.

“Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.

То есть создала что-нибудь своими руками. Второй класс общества – рабочие (ремесленники).
Царь также никак себя не проявляет.

“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.

Царь не заставил себя ждать.

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

То есть девица, которая НЕ намерена ни кормить, ни работать руками, «полюбилася ему». Царь выбрал себе подобную. Ведь и предыдущие девицы могли «к исходу сентября» родить ему «богатыря»…
Кстати, сентябрь – это девятый месяц. 9 – это свобода. Царь получит наследника и будет свободен, выполнит свои обязательства перед обществом – не надо будет искать преемника в случае чего. А почему «к исходу»? Потому что дальше – октябрь, 10-й месяц (посмотрите, что означает цифра 10))))))))).

4 – четыре основания, на которых держится мир:
– непогрешимость;
– мудрость;
– добродетельность;
– святость.
Это некое определение качества, уверенности в том, что делается. Цифрой 4 художник как бы сигнализирует нам: я знаю, что говорю, я уверен в этом.

350px-Чёрный_супрематический_квадрат._1915._ГТГ

5 – символ богатства, денег. У человека пять пальцев, и если их сжать, то получиться кулак. Вспомним, что зажиточных крестьян, которые были при деньгах, называли именно «кулаками».

6 – означает рабство. 666 – символ дьявола. Продал ему душу – стал вечным рабом.

7 – счастье, совершенство, удача. 777 – символ настоящей удачи, часто используется в лотереях.

8 – война, насилие.

9 – если 9 перевернуть, получится 6. 9 – это 6 «наоборот». Рабство наоборот – это свобода.

10 – деньги.

12 – символ времени (12 месяцев), а также религиозный знак (12 апостолов).

13 – символизирует несчастье.
Обратите внимание. Если от 13 (несчастья) отнять 6 (рабство), то получится 7 (счастье).

О символике цвета читайте в статье «Язык искусства. Символика цвета» http://www.artola.com.ua/yazik-isk-prodoljenie/

А также другие статьи блога “Почему это шедевр?”:

Есть ли тайны у “Тайной вечери?”
“Плот “Медузы” О чем эта картина?
“Бурлаки на Волге” Необычное в привычном
Язык искусства (продолжение)

Эдвард Мунк. Крик

Что таит в себе “Пейзаж с фонарями” Поля Дельво?

Последние записи сайта www.artola.com.ua

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Подписаться на страницу и рассылку:

Поддержите автора!

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Введите правильный ответ *

Проект существует благодаря поддержке читателей

Контакты

Ольга Артеменко
artola@ua.fm

Социальные связи
© 2018 artola.com.ua