Есть ли тайны у «Тайной вечери»? (символика, мистификации, тайны)

Это было так неожиданно.

«Тайная вечеря» оказалась другой. Фреска настолько отличалась по внешнему виду от растиражированных копий, что я в первое мгновение просто оторопела. Потом смотрела-смотрела-смотрела, не могла оторваться.

тайная вечеря

Так выглядит трапезная сегодня: затененное помещение, группы туристов каждые 15 минут

 

Сюжет «Тайной вечери» или О чем же на самом деле «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

Исследователи исследовали. Спорили веками.

Изучали оставшиеся зарисовки художника, сравнивали его замыслы и наконец все-таки пришли к единому выводу (вроде как к единому).

Изначально Леонардо да Винчи, судя по его эскизам, которые хранятся в Королевской библиотеке Виндзорского замка,  задумал чуть другой сюжет. А именно за основу был взят эпизод Евангелия от Иоанна. После того, как Учитель объявил о том, что один из его учеников предаст Его, они были смущены и обескуражены его словами.

«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».

То есть, первоначальным замыслом у художника был именно этот сюжет – указание на предателя. Часто так и интерпретируют «Тайную вечерю». Ведь, казалось бы, все правильно: вот Иисус, вот его ученики, вот они отпрянули от Него, услышав странную весть.

Надо сказать, что именно эти строки («И, обмакнув кусок, подал Иуде») были объектом изображения Тайной вечери много веков. Поэтому неудивительно, что первоначальный замысел художника соответствовал всеобщей концепции.

Но Иисус на фреске не обмакивает хлеб, не подает его Иуде – другие жесты и позы участников ночного ужина  написаны на стене монастыря.

Так что же изображено на фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

На фреске, по мнению исследователей, представлен предшествующий вышеизложенной ситуации момент. А именно – само то мгновение (и это важно), когда Иисус говорит:

«Один из вас предаст меня».

Эти слова вызывают сильнейшую эмоциональную реакцию Его последователей. Вот что важно понять: здесь изображена мимолетная и очень яркая реакция на слова «Один из вас предаст меня» –  у каждого ученика она своя.

Первый ключ к пониманию «Почему это шедевр»: в традиционной иконографии характерен момент, когда Иоанн припал к груди Христа; Леонардо да Винчи написал момент ДО указания на предателя. И в этом тоже было его новаторство.

 

В чем  замысел Леонардо да Винчи в «Тайной вечере»? 

 

Апостолы и Иисус сидят за длинным столом, покрытым белой скатертью. Этот стол – как сцена, за которым разыгрывается главное действо. Всё и все на виду, никто не спрячется, композиция развернута прямо на зрителя, в каком месте зала он бы не находился.

«Один из вас предаст меня».

Именно это – отправная точка, после которой будет разворачиваться самый главный сюжет в истории человечества. Еще немного времени — будет и само предательство, будет и распятие. Но не это главное на фреске.

Самое важное – то, что Христос знает обо всем. Он все знает и полностью принимает свою участь. Он никого не осуждает, потому что предательство – такая же необходимая часть сюжета, как и все остальное. Если бы Иуда не решился на предательство, то что было бы тогда?..

 

Оптические иллюзии Леонардо да Винчи на фреске «Тайная вечеря»

  •  Стол настолько длинный, что создается оптический эффект, будто в центре он бОльшей высоты. Благодаря этому фигура сидящего Христа как бы выдвигается вперед.
  • Голова Христа меньше (33 см), чем головы апостолов (36-37 см). Что помогает мгновенно сконцентрировать наше внимание на главном персонаже фрески.
  • Мы на репродукциях всегда видим это произведение в отрыве от контекста, то есть помещения, где оно находится. Но помещение для понимания этого шедевра очень важно! Посмотрите на фото внизу. Все сделано так, чтобы вам казалось, будто Иисус с апостолами находятся с вами в одной комнате (будто все происходит на наших глазах).
  • А именно:
  • 1)  Сложнейшее решение по свету, который исходит из трех источников (окон за спинами персонажей). Свет как бы отражается от левой стены, осветляя правую, а также лица нарисованных людей. Это продумано и создано с учетом освещения реального помещения.
  • 2) Гобелены (те самые темные прямоугольники вдоль нарисованных стен, увы, рисунка своего практически не сохранившие) выписаны  от краев фрески так, чтобы казалось, будто они находятся на настоящих стенах, уходящих вглубь комнаты; при этом а настоящие стены будто являются продолжением нарисованных.
  • перспектива "Тайной вечери"
  • 3) И тогда кажется, что Христос с апостолами присутствуют здесь, рядом с вами, в этой трапезной монастыря; воображаемая трапезная, в которой размещены Христос и апостолы, будто является продолжением реальной трапезной, где ели монахи.
  • Вдумайтесь, какая идея! Монахи одновременно пребывают в двух мирах — реальном (как обычные люди) и в ирреальном (как монахи). И Христос с апостолами — как воплощение ирреального мира — вдруг будто присутствуют здесь, в мире человеческом, рядом с монахами. Которые во время поста вкушают только хлеб и вино. “Хлеб — это тело мое, вино — кровь моя”… Иисус на фреске правой рукой указывает на хлеб, как бы говоря: это тело мое. Примите меня в себя. (Христиане знают, что Иисус Христос ввел Таинство причастия, предложив ученикам хлеб и вино как плоть свою и кровь.)
  • тайная вечеря да Винчи

    Первого, кого мы видим на фреске “Тайная вечеря” — это Иисус Христос

 Символика “Тайной вечери”

Слова Христа обрушиваются на апостолов, как звуковые волны, передаваясь от одного к другому. Леонардо да Винчи, как известно, был не только живописцем. Он изучал законы акустики, оптики и динамики. И фигуры учеников, со всем многообразием их поз и жестов, как бы являются подтверждением его слов: «Камень, который ударяет по поверхности воды, вызывает образование кругов вокруг себя; эти круги распространяются до тех пор, пока не потеряются; и точно так же воздух, по которому ударяет звук голоса или шум, приходит в круговое движение». Слова Христа – это воплощение Силы «Перводвигателя» (из теории Леонардо да Винчи о Боге ). Словом Божьим проникнута вся сцена, которая наполняет жизнью и движением все мироздание.

Но Леонардо не только вложил  в произведение результаты своих научных исследований (об акустике и динамике), но и наполнил аллюзиями на Страсти Христовы:

– жест Христа с раскрытыми руками, как бы говорящий «Да, Я готов; Я открыт для вас; Я ваш» — приношение Иисуса себя в жертву;

– указание Им на хлеб («Это тело Мое»), которое Он отдает для распятия на кресте;

иисус христос тайная вечеря

Рука Иисуса Христа (фрагмент фрески “Тайная вечеря”)

– крестообразная поза Христа (руки разведены, ноги скрещены. Сейчас изображения ног нет (там был пробит когда-то дверной проем), но сохранились рисунки и эскизы с этой позой) – уже прямой намек на распятие;

– и снова мы возвращаемся к помещению, где написана фреска, то, чего многие не знают — на противоположной стороне трапезной изображено само распятие Христа (художник Д. Монторфано) – да Винчи как бы предупреждает зрителей на своей работе, что потом будет распятие: да вот оно, впереди, напротив, близко; уже прописано в Судьбе;

– зашифрованное число три: 1. апостолы разбиты в группы по три человека; 2. в глубине комнаты три окна;фигура Христа выполнена в форме треугольника. Возможно, это аллюзии на Святую Троицу.

 

распятие монторфано

Джованни Монторфано. Распятие. 1495г. (южная стена трапезной)

 

«Кто и как менял облик «Тайной вечери» Леонардо да Винчи»?»

Где находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

 

Вообще тема Тайной вечери была популярной в средние века и часто использовалась в оформлении монастырских трапезных. Не стала исключением и работа да Винчи. Она написана в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие (в Милане).

Монастырь строился с 1463 по 1490 год. Этот храм заслуживает отдельного внимания и отдельной экскурсии по нему. Это одно из самых очаровательных сакральных строений Милана. Само по себе красивейшее творение знаменитого архитектора Браманте хранит в себе и многочисленные живописные произведения (фрески), а также интересный декор (лепнину, инкрустированную мебель, стрельчатые аркады). И — одну из святынь Милана — икону Мадонны делла Грацие. Ей приписывают спасение города от эпидемий чумы в 1576 и 1630 годах.

 

 

Кто есть кто на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

апостолы тайная вечеря

 

Когда была написана фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

 

Точная дата до сих пор остается под вопросом. Исследовались записи и письма не только самого живописца, но и заказчика, и его друзей. Ученые сошлись на мысли, что работа была начата и закончена в период между 1490 и 1494 годами. Хотя, как я понимаю, в научных кругах вопрос остается открытым.

Что происходит сейчас с фреской «Тайная вечеря»?

Возможно, Леонардо да Винчи, по мнению некоторых «радикалов», несколько легкомысленно отнесся к выбору техники исполнения. Уже через 20 лет фреска стала портиться.

Она пережила 9 (!) реконструкций и сегодня взорам посетителей представлена фреска, только частично написанная рукой да Винчи, сохранены некоторые «надписки» другими мастерами. Занимательную историю преображений фрески читайте в статье «Кто и как менял облик «Тайной вечери» Леонардо да Винчи»?»

 

Литература: монография Пьетро Ч. Марани «Фреска Леонарда да Винчи «Тайная вечеря”; Патриция Фаббри и Рина Буччи “Искусство и История. Милан ”

 

 

Автор: Ольга Артеменко, системно-семейный расстановщик

Системно-семейные расстановки

Психологическое Таро (индивидуальный портрет личности)

Исцеление души и тела (Рейки)

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Подписаться на страницу и рассылку:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Введите правильный ответ *

Контакты

Ольга Артеменко
artola@ua.fm
+38 (050) 905-28-14

Социальные связи
© 2018 Сайт Ольги Артёменко