Красная Шапочка – Смерть или Соблазнительница?

Считается, что сказке  «Красная шапочка» как минимум 6 столетий. Но очень может быть, что миф о девочке и волке значительно древнее.

красная_шапочка_картина

Сегодня мы знаем вариант видоизмененной Ш. Перро и бр. Гримм сказки, но в ранних версиях:

  • волк разрывал бабушку, а не заглатывал;
  • дровосеков (спасителей) не было, и Шапочка вместе с бабушкой погибала;
  • волк угощал Красную Шапочку мясом её бабушки;
  • угостив, просил девочку снять одежду и лечь рядом с ним, и только после этого съедал;
  • кроме того, в разных странах содержимое корзинки отличалось:

– в Италии Красная Шапочка несла свежую рыбу;

– в Швейцарии – головку молодого сыра;

– в славянских пересказах – пирожок и горшочек масла;

– у Гримм она несет кусок пирога и бутылку вина;

– у Ш. Перро – яблочный пирог и бутылку молока.

Всё это указывает на то, что у каждого народа имеются свои традиции.  Возникает вопрос: традиции ЧЕГО?..

красная_шапочка_сказка

Ниже представлены три версии интерпретаций такой простой и понятной, на первый взгляд, сказки.

 

Версия 1. «Красная Шапочка»  – сказка о реинкарнации и бессмертии души (по А. Наговицину)

В сказке всего 4 героя: три женщины, связанные родством, и Волк.

Триада женщин может олицетворять «саму Смерть в ее трех ипостасях»*.

1.Старшая – бабушка – больная и не может вставать. Бабушка живёт в лесу «под тремя дубами». Дуб в индоевропейской мифологии –  это дерево верховного бога-громовержца. Число три может указывать на троичность Вселенной: Небесный, Подземный и Земной мир.

Бабушка – символ Смерти в Подземном мире.

2. Средняя – мама – живет в селении, среди людей. Она – символ Смерти в Земном мире. Она даёт дочери корзинку с угощениями для бабушки как жертвоприношение покойникам (или самой Смерти в Потустороннем мире).

3. Младшая – девочка — символ Смерти Небесного мира. Связь бабушки и девочки очень сильна. Красную Шапочку подарила ей бабушка и девочка не расставалась с этим подарком никогда. Красный цвет у многих народов ассоциируется со смертью. А шапочка – это символический головной убор, который помогает сразу определять, кто перед вами. Например, у короля – это корона, у священника – митра и т.д.

«Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили:

-Вот Красная Шапочка идет!» (Ш. Перро, «Красная Шапочка»)

4. Волк во многих традициях – это герой, предводитель боевой дружины, родоначальник племени. Другими словами – победитель. Еще одна его роль – связь с «чужими», умершими, предками, то есть волк – это посредник между этим и тем миром или – глубже –  между Богом и людьми. Часто Волк в племенах считался тотемным животным.

волк_тотемное_животное

Из триады женщин от Волка пострадали бабушка и Красная Шапочка – то есть Смерть Подземного и Небесного мира. Земная Смерть осталась среди людей. 

 

«Итак, можем заключить, что герой-первопредок в образе волка очистил Небесный и Подземный миры от Смерти. Этим он дал возможность возрождения души, её реинкарнации».*

 

А зачем Волк устраивал маскарад с переодеванием? По большому счёту, ему ничего не мешало съесть девочку ещё на тропинке, где он встретился с ней впервые. Но в том-то и дело, что герою не так-то просто одолеть Смерть. И если с больной бабушкой (представительницей Подземного мира) он справляется довольно-таки просто, то для победы над более мощной соперницей ему нужно нечто много сильнее. И Волк «не просто перенаряжается, а совершает магическое перевоплощение, позволяющее ему войти в контакт с небесной Смертью – Красной Шапочкой».*

В шаманских традициях шаман, входя в контакт с иными существами или духами, вначале слышит их, потом видит, потом вступает с ними в контакт, постепенно входя в состояние могущественного духа.

 «Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши? – спросила Красная Шапочка.

– Чтоб лучше тебя слышать!

– Ой, бабушка, а какие у тебя большие глаза!

– Это чтоб лучше тебя видеть!

– Ой, бабушка, а что это у тебя такие большие руки?

– Чтоб легче тебя обнять.

– Ох, бабушка, какие у тебя большие зубы!

– Это чтоб легче было тебя съесть!»

Обратите внимание на то, что в древних сказах волк не проглатывал, а именно съедал, и даже раздирал Красную Шапочку. Ведь Герой мог победить только используя «большие зубы» — то есть какое-нибудь оружие (меч, кинжал, нож). «Проглатывание», поглощение, появилось позже и оно тоже имеет свою коннотацию. (см. версию 2).

В ранних вариантах мифа волк угощал девочку кусочками бабушки, и это может быть напоминанием о давних и тёмных временах каннибализма и указанием на то, что миф о Красной Шапочке еще более древен, чем мы сегодня предполагаем. Потом Волк просит девочку раздеться (покойников обычно раздевали, а после уже обряжали в другую одежду). И только тогда волк съедает Красную Шапочку, то есть побеждает Небесную Смерть, которая стала перед его магией нагой и беззащитной.

 

Версия 2. «Красная шапочка» – это сказка про инициацию (по структуре В.Я. Проппа)

Красный цвет головного убора может сигнализировать о переходе девочки в возраст девушки, период появления менструации и полового взросления.

Мама даёт дочери корзинку с угощением (как дар богам) и напутствует, чтобы та шла по дорожке и никуда не сворачивала. Путь в дом бабушки – единственный, с него нельзя сбиться, если только не нарушить запрет, табу.

Лес, по которому идёт девочка – это символ потустороннего мира. А дом бабушки в нём – удалённое от жилья место, где обычно и проходил обряд инициации.

Возможно, все члены племенного  союза имели одну общую мать – старуху. “Она якобы живет на месте сборищ и ее никогда не видят непосвященные… О ней говорят, что она больна, что у нее нарывы, и что она из-за этого не может ходить” (Nevermann, 1933)

Во время инициации человек испытывал такое явление, как «временная смерть», после которого возрождался к жизни уже обновлённым, перешедшим черту (из детства во взрослую жизнь).

Символический переход из жизни в смерть и из смерти в жизнь проходил часто в теле/шкуре какого-либо животного. Животного могли потрошить у испытуемого на глазах, а потом человека помещали в его утробу.

красная_шапочка_убийство_волка

Таким образом, человек будто проглатывался неким чудовищем, после чего выхаркивался живым, но не всегда невредимым, так как до состояния потери сознания его часто доводили физическими истязаниями, болью. Человеку наносили глубокие раны, резали кожу и т.п., чтобы создать впечатление, что он, действительно, умер.

«Наелся волк и улёгся опять в постель, заснул и стал громко-прегромко храпеть. Шёл мимо охотник. Услышал он доносившиеся из домика какие-то странные звуки и насторожился: не может быть, чтобы старушка так громко храпела!»

Храп может указывать на крики и стоны инициируемого. Появляется дровосек (в поздних пересказах охотник) – как спаситель, как  Дух-хранитель —  и обряд заканчивается. Волка вспарывают и из него появляется Красная Шапочка.

"Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!" 

Темно – потому что человек мог терять сознание, испугалась – так как испытания порой были страшны и жестоки.

Но всё закончилось хорошо. Причём, живыми вышли и девочка, и её бабушка.

«Охотник снял с волка шкуру и отнёс её домой».

Возможно, демонстрация шкуры животного могла быть подтверждением того, что инициация произошла.

«Бабушка скушала пирог, выпила молока, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться».

Мать племени, которая руководила обрядом, тоже должна что-то есть и пить – и эта красноречивая фраза в конце сказки может говорить о том, что соплеменники поддерживали её,  или, возможно, платили ей, или кормили свою праматерь – чтобы она «набиралась сил» и жила как можно дольше. Её роль для племени была бесценна.

 

Версия 3. «Красная шапочка» – сказка с сексуальным подтекстом о женской конкуренции (Э. Берн, другие психологи)

  1. Красная Шапочка  – юная девушка. Цвет ее головного убора, по Э. Фромму, символ начала менструального цикла.

2. Волк – мужчина.

3. Мать – одинокая женщина, которая, видя, что дочь достигла прекрасного возраста и становится ей конкуренткой, отправляет её через опасный лес, чтобы, возможно, девушка осталась в дремучем лесу с 4. бабушкой (символ умирающей женственности) навсегда.

Встреча девушки и мужчины происходит в лесу на тропинке, поэтому девушка Красная Шапочка даёт мужчине Волку точный адрес, где её можно будет найти.

 «Красная Шапочка, а где живёт твоя бабушка?

– Чуть подальше в лесу, под тремя большими дубами стоит её домик»

В этой интерпретации существует версия, что, например, настоящий возлюбленный девушки – это Охотник, а Волку она просто морочила голову. Который еще и пострадал: его еще и побили в конце концов. Хотя  перед этим Волк и Красная Шапочка играли в переодевания и разговоры про большие уши, руки и зубы.

Получается, что на самом деле Волк  –  жертва, доверчивый мужчина, попавший в лапы молодой хищнице. Которая, при первой же возможности, променяла его на Охотника – мужчину, у которого есть и статус, и имущество (ружье).

«В  этой  сказке  каждый  герой  стремится к действию почти

любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом

деле,  то  все  в  целом  –  интрига,  в  сети  которой попался

несчастный  волк:  его  заставили  вообразить  себя   ловкачом,

способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве

приманки. Тогда мораль  сюжета,  может  быть,  не  в  том,  что

маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся

волки, а в  том,  что  волкам  следует  держаться  подальше  от

девочек,  которые  выглядят  наивно,  и  от  их бабушек. Короче

говоря: волку нельзя гулять в лесу одному».**

красная_шапочка_соблазнительница

 

Литература:

*А. Наговицин, «Тайны славянской мифологии», Москва, Академический Проект, 2003

**Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» (отрывок: «Сказка про Красную Шапочку»)

Труды В.Я.Проппа

 

Если вам захочется поблагодарить автора: 4149 4391 0427 5809 (карта ПриватБанка). Спасибо за внимание!

 

Автор: системно-семейный расстановщик Ольга Артёменко

Что такое расстановки?

 

 

 

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Подписаться на страницу и рассылку:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Введите правильный ответ *

Контакты

Ольга Артеменко
artola@ua.fm
+38 (050) 905-28-14

Социальные связи
© 2018 Сайт Ольги Артёменко