Я еду в Монс, к Ван Гогу
Оказывается, в 2015 году культурным центром Европы стал бельгийский городок Монс.
Он находится рядом с французской границей. Поэтому языкового барьера у меня там не было: местные жители говорят по-французски и практически не знают английского. А объясняются по-одесски — руками.
В Монсе, а правильнее – в его предместье, в Боринаже, жил Винсент Ван Гог. Не очень длительное время – с декабря 1878 года по октябрь 1880.( Впрочем, Ван Гог нигде особенно не задерживался. (см. https://www.artola.com.ua/van-gog/, https://www.artola.com.ua/van-gog-prodoljenie/).
Жители Монса воспользовались этим фактом. Город, став временной культурной столицей Европы, создал в год 125-летия со дня смерти художника роскошную выставку, посвященную творчеству Ван Гога: «Van Gogh in the Borinage . The birth of an artist» («Ваг Гог в Боринаже. Рождение художника»).
Именно в Боринаже Винсент Ван Гог решил стать художником.
Именно здесь он начал рисовать. Работы его первого, депрессивного периода творчества, были выставлены в Монсе, в музее изящных искусств ВАМ. И мне посчастливилось их увидеть.
…Начну с начала – с брюссельского вокзала.
В Монс можно добраться поездом. Интересно, что поезда в Бельгии, как метро:ездят часто и в разных направлениях, по всей стране. Билет покупается на сегодня в конкретный город, но не на конкретное время! Это очень удобно. Даже если ты опоздаешь на один поезд, ты можешь спокойно дождаться следующего (который идет минут через сорок) – и сесть на него.
(время не указано)
Вот в такой поезд я села.
Но внутри оказалось довольно-таки прилично.
На вокзале в Монсе – перестройка. Город полным ходом готовится к туристическому сезону (я была там в марте). Не успела выйти с платформы – как обо мне позаботились.
Здесь – карта достопримечательностей. Я нашла музей, определила, что он возле главной площади (ля Гран Пляс). Ориентир был найден, тетенька на автобусной остановке энергично указала мне руками направление движения, и я пошла. Вскоре я догнала группу вездесущих европейских пенсионеров и присоединилась к ним, так как они шли с гидом и, конечно же, шли к Гран Пляс.
Зайдя в собор, я отстала от группы; поэтому после пошла искать музей самостоятельно. Меня поразила тишина на улицах. Где все? 11 часов утра, а на улицах – никого.
Завидя представителя дорожной службы, я рванула к нему. «Where is museum BAM?»
«?»
«Ван Гог!»
«А! – сказал уборщик. – Секонд, — и показал мне два пальца. Я закивала, дескать, понимаю. – Райт. Зен – лефт. Энд райт». Какой прекрасный английский, без лишних слов! Я все поняла: на втором перекрестке направо. Потом – налево и снова направо.
Улочки, улочки, улочки…
И вдруг среди старинных кирпичных домов – современное стеклянное здание! ВАМ! Ура, я нашла его!
15 евро – и я на экспозиции.
Чтоб никто не заблудился:
Первый зал посвящен биографии художника.
Во втором – его письма к Тео.
Стеклянные купола вверху – это не люстры, а громкоговорители. Становишься на коврик, выбирая один из языков – немецкий, французский, нидерландский или английский – и диктор начинает читать тексты писем. А на экране в это время – их фото.
На этом фотографии заканчиваются. Уличив меня (о запрете съемки предупредили еще в гардеробе), охранник подошел и попросил удалить фото. И не отошел, пока я его не удалила.
Выставка интересная. На ней практически нет знаменитых работ Ван Гога. Но есть рисунки. Я никогда не думала, что Ван Гог мог рисовать такими аккуратными штрижочками! Представьте маленький лист бумаги, площадью в два спичечных коробка. На нем изображена зимняя дорога, голые деревья, по дороге идет шахтер. В его руках – лампа, освещающая ему путь. И это все меленькими штрижками на маленькой бумажке!
Я была впечатлена!
Но это он учился… Дальше пошли размашистые зарисовки углем, акварели, сильнейшие мазки маслом.
Работы очень впечатляют. Когда рассматриваешь мазки вблизи, понимаешь, что Тео был герой и не жалел денег на брата. Ван Гогу требовалось неимоверное количество краски! Некоторые мазки достигают высотой 3-4 миллиметра! Видимо, все-таки правда то, что Ван Гог смешивал краски прямо на холсте. Потому что часто это даже не мазки, а борозды! (мне так жаль, что нельзя это продемонстрировать на фото).
…Дом, в котором жил художник, посетить не смогла – он находится за городом. Хотя здание все равно было полностью разрушено во время войны, и восстановлено в семидесятые годы 20-го века. Это не дом Ван Гога, это уже коммерческий объект. Но все равно купила открытку с его видом.
Когда я вышла из музея, картина на улицах изменилась. Появились люди! Дети шли из школ, машины ездили довольно активно, на улицах стало даже шумно.
Ну и Гран Пляс, конечно.
А, вот еще! (Фотографировать уже можно было!) Инсталляция в музее: разукрась комнату Ван Гога. (Правда, знаменитая комната на картине – это комната в Арле, где он жил с Гогеном, а не в Боринаже). Но это не имеет значения. Очень здорово придумали, правда?!
Рисунки детей на тему знаменитых «Ботинок».