Мона Лиза: загадочная или беззубая?!

мона_лиза_дона_нуда

 

 

Начну со смешного)

 

Чем болела Мона Лиза?

Портрет изучают не только искусствоведы. Например, Джоконде в разное время ставили диагнозы врачи различных специальностей. Весь анамнез опубликовал в книге (!) «Взгляд на Джоконду глазами врача» гинеколог Хулио Крус. У несчастной женщины были обнаружены:

  1. выпадение волос;
  2. высокий уровень холестерина в крови;
  3. липома – доброкачественная опухоль на правой руке;
  4. косоглазие;
  5. катаракта;
  6. астма;
  7. различный цвет глаз (гетерохромия);
  8. болезнь Паркинсона;
  9. алкоголизм;
  10. паралич лицевого нерва.

А самое главное в том, что никакой тайны улыбки Моны Лизы не существует: она просто была беззубой! «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы» (американский стоматолог Джозеф Борковски).

Кто изображен на портрете Джоконды Леонардо да Винчи?

Теперь перейдем к одной из главных интриг.

Этот портрет постоянно преследуют сомнения и тайны. Вообще, это нормально для работ да Винчи: самые знаменитые его работы, например, «Тайная вечеря» разгадывают до сих пор (об этом я писала здесь – зайдите, интересно).

Так вот, несмотря на то, что портрет подписан “Портрет госпожи Лизы дель Джокондо”, то есть существует ясное указание на модель, специалистов это не устраивает.  Версий, кто же изображен на портрете Моны Лизы, много:

Мона_Лиза_да Винчи_картина

— юноша в женском одеянии (предполагают, что это Салаи, любимый ученик художника и есть версия – снова тайны! – что это возлюбленный да Винчи). Салаи был моделью для «Бахуса» и «Ионна Крестителя»;

иоанн_креститель

Иоанн Креститель (фрагмент)

— Катерина Сфорца, дочь герцога Г. Сфорца, очень влиятельного человека на то время в Милане. Он был одним из главных заказчиков да Винчи;

— Миланская герцогиня Изабелла Арагонская;

— автопортрет да Винчи;

да винчи_вместе с джокондой

На основании сопоставления двух портретов некоторые исследователи выдвинули такую версию

— Констанца д’Авалос по прозвищу «Веселая» (по-итальянски La Gioconda). Она была любовницей Джулиано Медичи. Версия строится на том, что поэт Энео Ирпино упомянул в своей поэме о портрете Констанцы, написанном Леонардо;

— модель «Дамы с горностаем» Чечилия Галлерани;

— неизвестная, подошедшая на роль идеальной женщины;

— другая любовница Медичи, Пачифика Брандано, мать кардинала Ипполито Медичи;

— мать художника Катерина (версия Зигмунда Фрейда, которую поддерживал Сальвадор Дали).

«То, в какой технике написана «Мона Лиза», доказывает (!), что полотно было заказано лицом знатного рода», -- такое заключение опубликовала историк Магдалина Зест. Она утверждает, что настоящая Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, жена купца Франческо дель Джокондо, не могла быть запечатлена на подобной картине. Это было бы нарушением царившей тогда морали и даже могло повлечь за собой штраф.

Зест считает, что на портрете изображена Катерина Сфорца (пункт № 2 в нашем списке). У нее была яркая жизнь, она сменила 3 мужей, родила 11 детей, руководила карательными операциями в Италии и умерла в 46 лет. Она была невероятно красива и умна, обладая ангельской внешностью и мужским характером – и не могла не привлечь такую личность, как Леонардо да Винчи.

Против же Лизы выступают такие факты:

  1. на женщине – траурная (вдовья) вуаль, а купец прожил долгую жизнь;
  2. социальное положение модели не соответствует высокому уровню мастерства;
  3. художник не отдал картину заказчику и она никогда не хранилась в доме Джокондо.

Наоборот, до момента, как картина попала на место своей постоянной прописки в Лувр, она «пожила» в спальне мадам де Ментенон, у Наполеона в Тюильри (говорят, висела в ванной и поэтому немного испортилась от влаги), у Людовика  XIII в Большой галерее.

А да Винчи не расставался с работой до своей смерти. Почему? Это еще одна загадка портрета.

Что изображено позади Моны Лизы?

Не все ясно и с пейзажем позади загадочной женщины.

Исследовательница Карла Глори пришла к выводу, что за спиной Джоконды изображено не нечто абстрактное, фантазия художника, а реальный пейзаж города Боббио на севере Италии. А Боббио был вотчиной Сфорца! И вполне возможно, что да Винчи гостил у своего постоянного заказчика и писал там портрет его дочери (снова пункт № 2).

Как бы там ни было, но пейзаж играет важнейшую роль на этой картине.

пейзаж_моны_лизы

Дымчатый, даже космический, неземной пейзаж без признаков присутствия человека. На первом плане героиня портрета написана в коричнево-золотисто-рыжеватых тонах. Фон – в изумрудно-зеленых, «подводных» цветах. И именно пейзаж увеличивает  достоинства портрета, считают специалисты.

«Скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама ее фигура. У Моны Лизы — реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты», — пишет Борис Виппер.

«Волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги», — Михаил Алпатов.

Изменения, постигшие Джоконду; копия Джоконды из Прадо

Как утверждают исследователи, краски на картине значительно потемнели и то, на что мы ходим смотреть в Лувр сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинал. Этому уже никто не удивляется, так как для творений да Винчи это – обычная ситуация (как в случае с той же «Тайной вечерей»).

То, как могла выглядеть Мона Лиза, нам демонстрирует копия картины из музея в Прадо, которая выполнялась, как считается, одновременно с оригиналом в мастерской художника.

джоконда_из_прадо

Отреставрированная копия из Прадо

То есть был кто-то (есть версия, что это мог быть Салаи (пункт № 1 в нашем списке)), кто одновременно с мастером, вслед за ним, писал эту работу. Копию просветили рентгеном и выяснили, что она подвергалась тем же исправлениям, которые были нанесены да Винчи в ходе написания картины.

Копия сохранилась намного лучше и теперь мы можем видеть все цветовые нюансы, которые восхищали «тех, кто жил до нас» и мог видеть картину без искажений, нанесенных  временем.

Интересно, что пейзаж на копии когда-то был закрашен черной краской – скорее всего, потому, что она висела во дворце на стене с другими картинами и портретами, выполненными на черном фоне – чтобы не выделялась.

джоконда_до реставрации_прадо

Копия из Прадо до реставрации

Сейчас этой слой сняли и у нас есть возможность сравнить эти работы. При этом можно предположить, что одежда «оригинальной Джоконды» изначально была более яркая, чем мы привыкли видеть.

мона_лиза_копия_прадо

 

В чем уникальность улыбки Моны Лизы?

Вообще, загадочной улыбку «сделал» писатель Т. Готье, назвав Джоконду «сфинксом красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо»: «…Опасно попасть под обаяние этого призрака. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична».

Интересно, что до поэтического описания Готье (в 1855 г.) улыбку Джоконды считали всего лишь «приятной» (по выражению современника да Винчи Джодржо Вазари).

И, как говорится, дай только волю).

У каждого автора свое определение; сколько исследователей – столько мнений. Каждый видит свое.

  1. «Исходящее от Моны Лизы ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания» (искусствовед Ротенберг).
  2. «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей» (Гращенков).
  3. «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. (…) Тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями» (Лазарев).
  4. «… Она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает еще на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством» (философ Лосев).
  5. «Самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности» (З. Фрейд).
  6. «…Кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку. Никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности» (Мутер).

Интересно, что в архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество толкований этой улыбки. Но не существует четкого определения улыбки из тех, что дает нам наука психология: язвительная, печальная, смущенная, счастливая, обольстительная, кислая улыбка…

Это все НЕ о ней.

Технология создания улыбки Моны Лизы

Есть еще копии Джоконды, но у них улыбки как улыбки: нельзя сказать, что женщина то улыбается, то нет. Почему никто не смог повторить оригинальную полутень-полуулыбку?

джоконда_копия

Копия Моны Лизы (неизвестный художник)

Леонардо да Винчи довел до совершенства свою технику сфумато, секрет которой заключается в очень тонком нанесении слоев краски. У да Винчи они настолько тонкие, что составляют толщину в 1-2 микрона (тысячная миллиметра).

Именно благодаря ультратонким слоям было создан переход от светлого к темному на картине Мона Лиза Леонардо да Винчи. Самым шокирующим открытием стало то, что на работе не обнаружили ни одного мазка и даже отпечатка пальцев.

Это фантастическое умение мастера, в  которое трудно поверить.

Именно благодаря такому тонкому и нежному нанесению слоев краски Джоконда обязана своей теряющейся улыбкой, которая в зависимости от угла зрения то появляется, то исчезает.

Эксплуатация образа Моны Лизы

Про копии мы уже говорили. Есть еще Донна Нуда – обнаженная версия Джоконды. Автор картины не известен, но считается, что она была написана в одно время с героиней нашего рассказа.

Сумасшедшую популярность Джоконда получила после того, как ее украли. Что началось! Все газеты сообщали об этом происшествии.

И это познакомило широкую аудиторию масс, не посещающих музеи, с Моной.

Картину нашли, ее украл итальянский эмигрант, работник Лувра (на момент кражи уже уволившийся оттуда). Работу обнаружили у него под кроватью. Он не хотел сделать ничего плохого, просто лелеял мечту вернуть шедевр на родину, в Италию.

Бешеная популярность приносит иногда странные плоды. Некоторые художники вдруг стали издеваться над Джокондой. С ней стали экспериментировать.

Это сейчас мы знаем десятки фотожаб на Мону Лизу (смотри ниже) и только улыбаемся им. А тогда публика была оскорблена до глубины души, чего, вероятно, и добивались художники.

Например, Малевич в своей композиции перечеркнул изображение Джоконды и написал «Частичное затмение».

малевич_джоконда

Марсель Дюшан пририсовал ей усики (какое кощунство! – негодовали зрители), после чего написал вообще неприличное L.H.O.O.Q. («у нее горячая задница», в смысле «девушка сильно возбуждена»).

картина_дюшана_с Моной_Лизой

джоконда_уорхол

Энди_Уорхол, Мона Лиза

Сегодня Мона Лиза находится под пуленепробиваемым стеклом, публика не может к ней приблизиться на расстояние более 3-х метров, так как мешают турникеты. Для картины выделен отдельный зал, где всегда полно зрителей. Ее посещают 8 миллионов туристов в год!

…И последнее, что хочу сказать исходя из собственного опыта. Если вы поедете в Лувр смотреть Мону Лизу, то, скорее всего, вас ждет разочарование. Вы ее не рассмотрите по нескольким причинам:

  1. Это маленькая темная доска размером со средних размеров книгу.
  2. От турникета, за который нельзя заходить, до стены – несколько метров.
  3. Пуленепробиваемое стекло отсвечивает, и вы видите не саму картину, а туристов впереди вас в отражении.
  4. лувр_мона_лиза
  5. Между вами и турникетом – толпа фотографирующих и волнующихся, так же, как вы, зрителей, которые пытаются что-то увековечить на своих телефонах, подняв их выше голов.
  6. Перед этим вы выстоите две очереди: при входе в Лувр на улице, потом в кассу. И будете очень уставшими.лувр_джоконда

В общем, если вы попадете в Лувр, попробуйте насладиться другими шедеврами живописи, а образ Моны Лизы оставьте себе тот, что запечатлен у вас в памяти. Проявите уважение к себе и не разрушайте миф о ее загадочности. Ведь она заслуживает романтического к ней отношения, не правда ли?)

Современные фотожабы на Джоконду

 

 

Самые свежие статьи находятся на главной странице. Добро пожаловать!

Также приглашаю вас заглянуть в рубрики: искусство_ведание, тревел-блог, интересности, а также видео об искусстве!

Больше статей категории “Почему это шедевр“:

Есть ли тайны у “Тайной вечери” (символика .мистификации, тайны)

“Плот “Медузы” О чем эта картина?
“Бурлаки на Волге” Необычное в привычном
Язык искусства. Символика числе
Язык искусства (продолжение)
Эдвард Мунк. Крик

 

 

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Подписаться на страницу и рассылку:

Поддержите автора!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Введите правильный ответ *

Проект существует благодаря поддержке читателей

Контакты

Ольга Артеменко
artola@ua.fm

Социальные связи
© 2018 artola.com.ua