дельво_пейзаж_с_фонарями
16.05.2017

Что таит в себе «Пейзаж с фонарями» Поля Дельво?

Автор: artola
пейзаж_с фонарями

1958 год, музей «Альбертина», г. Вена

С первого взгляда – абсолютная безмятежность.

Если не всматриваться. А не всматриваться невозможно. Погружение в картину неминуемо. Возникновение бесчисленных вопросов обязательно.

Это то произведение искусства, которое постигается постепенно,  мимолетный флирт с картиной неуместен.

Анализа картины Поля Дельво «Пейзаж с фонарями» (Landscape with Lanterns) на русском языке в интернете не существует. Во всяком случае, на момент данной публикации точно не было. Я ориентировалась на собственные интерпретации, текст из альманаха «От Моне до Пикассо», купленного в музее «Альбертина» в Вене,  и на видео директора «Альбертины» Клауса Шрёдера.

Анализ картины Поля Дельво «Пейзаж с фонарями»

А анализировать тут есть что. Дельво считается сюреалистом, но в отличие от многих работ того же Дали, здесь все намного глубже и тоньше.

  1. Первое, что бросается в глаза, – это женская фигура в центре, одетая в темную одежду. Обращаю внимание: она находится в центре, то есть центральная, главная.
  2. Она также недвижима, как и всё вокруг: такие же, как она, утонченно-вытянутые, элегантные и несовременные фонари.
  3. Вертикальные линии строго параллельны и четко структурированы. Их задача, как и задача фигуры в центре, — обратить наше внимание на центр картины, на дорогу посередине полотна, которая приводит нас…
  4. О Боже! Две хрупкие девочки несут похоронные дроги и на них – укрытое полотном чье-то тело. пейзаж_с фонарями
  5. Кто эти девочки? Откуда они идут? Кого несут? Эта смерть принесла им горе или, наоборот, облегчение? Что произошло? Почему им не помогают взрослые?
  6. Мы можем придумать целый роман только по этой маленькой (потому что занимает слишком мало места на картине Поля Дельво «Пейзаж с фонарями») ситуации.
  7. А кто эта женщина? Почему она не кинется им на помощь? А может ли она им помочь? И вообще – возможно ли им помочь? А что бы вы сделали на ее месте?
  8. А вы – зритель, причем как буквально смотрящий на картину в музее, так и стоящий где-то сверху, в самой картине. Возможно, вы на балконе роскошной виллы (вряд ли позади дамы жалкая лачуга, по каким-то признакам мы ощущаем, что женщина вышла из богатого дома). Вы – за спиной этой женщины. Перед вашим взором разворачивается пейзаж, который вы видите сверху.
  9. И значит, вам дано увидеть даже больше, чем этой женщине.
  10. Белые стены, несмотря на свою прямолинейность, выстраиваются в красиво изогнутую линию. Они завораживают своей пластичностью.
  11. Да здесь все завораживает.
  12. Это похоже… на лабиринт!
  13. Но в этих лабиринтах есть выход, и не один. Причем – абсолютный, без препятствий. В проемах нет даже дверей. Здесь даже не надо трудиться, чтобы открывать двери, – выход есть!
  14. Только вопрос – куда?!
  15. Мы погружаемся в детали «Пейзажа с фонарями», начинаем его рассматривать все тщательнее и пытаться истолковать.
  16. Фонари отбрасывают четкие тени и создают странных форм свет, который не везде освещает поверхность, как это должно быть на самом деле.
  17. Например, свет от фонаря не падает за камень в правом нижнем углу картины, рядом с женщиной.
  18. Похоже, это надгробие.
  19. Мрак какой.
  20. Вообще, атмосфера средневековая, что ли. Но прямо перед центральной фигурой тщательно выписанный то ли канализационный, то ли телефонный люк.(?!)
  21. Стволы деревьев, как и всех вертикалей, строго параллельны. Даже их ветви параллельны друг другу! И сквозь их линии мы пытаемся рассмотреть фон за ними. Изучаем-изучаем – и вдруг понимаем, что то же самое – прямо у нас перед глазами. Не нужно никуда всматриваться, когда все открыто перед тобой.
  22. Тени. Эти тени очень странные, вы не находите? Где-то есть мощный источник света и геометрия теней подсказывает нам, что это не луна. Свет льется слева, как бы параллельно земной поверхности – по земной поверхности, а не сверху, как обыкновенно должен литься лунный свет.
  23. И в направлении света двигаются со своей ношей девочки.
  24. А там дальше, по реке, в том же направлении бегут обнаженные женщины. И – заметьте – они бегут, не погружаясь в воду! поль_дельфо_картины
  25. Так может двигаться только святой,
  26. или тот, кто бестелесен.
  27. И мы начинаем догадываться, что слева свет – он не странный, он просто неземной. Тот свет, куда отправляются души, решившие оставить землю.
  28. Девочки связаны навсегда своим горем. Эта связь – между их жизнью и смертью близкого человека.
  29. Девочки на картине – это символ постоянной связи между жизнью и смертью.
  30. Тему связи поддерживает нелепый в этом пейзаже, как и люк, телеграфный столб – как символ коммуникации.
  31. Только что это? Его провода обрезаны, связь потеряна. Исчезла коммуникация, нет теперь, в современном мире, той святой связи – между жизнью и смертью, между живыми и мертвыми. И бессмысленным становится технический прогресс (кстати, картина написана в 1958 году, в середине 20 века).
  32. Ну да, в середине… Наш взгляд четко скользит по середине полотна, и линию взгляду задает фигура загадочной женщины.
  33. Хотя что тут загадочного? Женщина всегда была источником жизни.
  34. Между ней и похоронными дрогами – прямая дорога. Женщина стоит будто на мосту между нами и миром «нигде» — странным холмистым пейзажем с руинами, рекой и душами.
  35. Перед Жизнью – современный коммуникационный люк. Надежда, хоть и слабая, еще есть. Связь может быть восстановлена.
  36. Теперь главный вопрос: А где ВЫ? Где вы стоите и куда идете? Может, путаетесь в лабиринтах? Ищите двери? Заходите в дебри, пытаясь в них что-то найти?
  37. И да: почему «Пейзаж с фонарями»? Фонари, что ли, тут главные герои?
  38. Последний вопрос.
  39. Какой вы выбираете свет: четкий, структурированный, пусть малую площадь освещающий, но зато знакомый, земной, современный,
  40. или озаряющий все, но при этом невидимый, непознанный, непонятно – существующий или нет…

Автор

Автор в соцсетях:

фейбук-акаунт

інстаграм

тік-ток

телеграм-канал

Прделиться в соц сетях