Что таит в себе «Пейзаж с фонарями» Поля Дельво?
С первого взгляда – абсолютная безмятежность.
Если не всматриваться. А не всматриваться невозможно. Погружение в картину неминуемо. Возникновение бесчисленных вопросов обязательно.
Это то произведение искусства, которое постигается постепенно, мимолетный флирт с картиной неуместен.
Анализа картины Поля Дельво «Пейзаж с фонарями» (Landscape with Lanterns) на русском языке в интернете не существует. Во всяком случае, на момент данной публикации точно не было. Я ориентировалась на собственные интерпретации, текст из альманаха «От Моне до Пикассо», купленного в музее «Альбертина» в Вене, и на видео директора «Альбертины» Клауса Шрёдера.
Анализ картины Поля Дельво «Пейзаж с фонарями»
А анализировать тут есть что. Дельво считается сюреалистом, но в отличие от многих работ того же Дали, здесь все намного глубже и тоньше.
- Первое, что бросается в глаза, – это женская фигура в центре, одетая в темную одежду. Обращаю внимание: она находится в центре, то есть центральная, главная.
- Она также недвижима, как и всё вокруг: такие же, как она, утонченно-вытянутые, элегантные и несовременные фонари.
- Вертикальные линии строго параллельны и четко структурированы. Их задача, как и задача фигуры в центре, — обратить наше внимание на центр картины, на дорогу посередине полотна, которая приводит нас…
- О Боже! Две хрупкие девочки несут похоронные дроги и на них – укрытое полотном чье-то тело.
- Кто эти девочки? Откуда они идут? Кого несут? Эта смерть принесла им горе или, наоборот, облегчение? Что произошло? Почему им не помогают взрослые?
- Мы можем придумать целый роман только по этой маленькой (потому что занимает слишком мало места на картине Поля Дельво «Пейзаж с фонарями») ситуации.
- А кто эта женщина? Почему она не кинется им на помощь? А может ли она им помочь? И вообще – возможно ли им помочь? А что бы вы сделали на ее месте?
- А вы – зритель, причем как буквально смотрящий на картину в музее, так и стоящий где-то сверху, в самой картине. Возможно, вы на балконе роскошной виллы (вряд ли позади дамы жалкая лачуга, по каким-то признакам мы ощущаем, что женщина вышла из богатого дома). Вы – за спиной этой женщины. Перед вашим взором разворачивается пейзаж, который вы видите сверху.
- И значит, вам дано увидеть даже больше, чем этой женщине.
- Белые стены, несмотря на свою прямолинейность, выстраиваются в красиво изогнутую линию. Они завораживают своей пластичностью.
- Да здесь все завораживает.
- Это похоже… на лабиринт!
- Но в этих лабиринтах есть выход, и не один. Причем – абсолютный, без препятствий. В проемах нет даже дверей. Здесь даже не надо трудиться, чтобы открывать двери, – выход есть!
- Только вопрос – куда?!
- Мы погружаемся в детали «Пейзажа с фонарями», начинаем его рассматривать все тщательнее и пытаться истолковать.
- Фонари отбрасывают четкие тени и создают странных форм свет, который не везде освещает поверхность, как это должно быть на самом деле.
- Например, свет от фонаря не падает за камень в правом нижнем углу картины, рядом с женщиной.
- Похоже, это надгробие.
- Мрак какой.
- Вообще, атмосфера средневековая, что ли. Но прямо перед центральной фигурой тщательно выписанный то ли канализационный, то ли телефонный люк.(?!)
- Стволы деревьев, как и всех вертикалей, строго параллельны. Даже их ветви параллельны друг другу! И сквозь их линии мы пытаемся рассмотреть фон за ними. Изучаем-изучаем – и вдруг понимаем, что то же самое – прямо у нас перед глазами. Не нужно никуда всматриваться, когда все открыто перед тобой.
- Тени. Эти тени очень странные, вы не находите? Где-то есть мощный источник света и геометрия теней подсказывает нам, что это не луна. Свет льется слева, как бы параллельно земной поверхности – по земной поверхности, а не сверху, как обыкновенно должен литься лунный свет.
- И в направлении света двигаются со своей ношей девочки.
- А там дальше, по реке, в том же направлении бегут обнаженные женщины. И – заметьте – они бегут, не погружаясь в воду!
- Так может двигаться только святой,
- или тот, кто бестелесен.
- И мы начинаем догадываться, что слева свет – он не странный, он просто неземной. Тот свет, куда отправляются души, решившие оставить землю.
- Девочки связаны навсегда своим горем. Эта связь – между их жизнью и смертью близкого человека.
- Девочки на картине – это символ постоянной связи между жизнью и смертью.
- Тему связи поддерживает нелепый в этом пейзаже, как и люк, телеграфный столб – как символ коммуникации.
- Только что это? Его провода обрезаны, связь потеряна. Исчезла коммуникация, нет теперь, в современном мире, той святой связи – между жизнью и смертью, между живыми и мертвыми. И бессмысленным становится технический прогресс (кстати, картина написана в 1958 году, в середине 20 века).
- Ну да, в середине… Наш взгляд четко скользит по середине полотна, и линию взгляду задает фигура загадочной женщины.
- Хотя что тут загадочного? Женщина всегда была источником жизни.
- Между ней и похоронными дрогами – прямая дорога. Женщина стоит будто на мосту между нами и миром «нигде» — странным холмистым пейзажем с руинами, рекой и душами.
- Перед Жизнью – современный коммуникационный люк. Надежда, хоть и слабая, еще есть. Связь может быть восстановлена.
- Теперь главный вопрос: А где ВЫ? Где вы стоите и куда идете? Может, путаетесь в лабиринтах? Ищите двери? Заходите в дебри, пытаясь в них что-то найти?
- И да: почему «Пейзаж с фонарями»? Фонари, что ли, тут главные герои?
- Последний вопрос.
- Какой вы выбираете свет: четкий, структурированный, пусть малую площадь освещающий, но зато знакомый, земной, современный,
- или озаряющий все, но при этом невидимый, непознанный, непонятно – существующий или нет…
Автор в соцсетях: