Трехлетняя невеста: Веласкес и другие (Инфанта Маргарита-Тереза) | Сайт Ольги Артёменко

Трехлетняя невеста: Веласкес и другие (инфанта Маргарита-Тереза)

Жил-был король. Красавец, а не король. К тому же – вдовец.

Филип-4-испанский

И был у короля сын, которого обручили с юной принцессой, тоже, естественно, красавицей, Марианной Австрийской.

марианна_австрийская

Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании, 1657, Коллекция Тиссен-Борнемиса, Педрабель

Но сын избрал другой путь, и, не успев жениться, умер в 16 лет. Что оставалось делать его отцу, вдовствующему королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?

…Я хочу показать вам, уважаемые читатели,  целую жизнь, которая скрывается под покровом парадного портрета и очень хочу, чтобы вы прочли до конца и узнали, как великая живопись рассказывает нам свои истории.

А речь пойдет о самой знаменитой девочке Испании — инфанте Маргарите-Терезе.

Рождение Маргариты-Терезы

Это пухлое дитя уже, видимо,  с зачатия было обречено на несвободу. Главной задачей принцессы стало объединение (поддержание) империи Габсбургов, поэтому ее женская судьба решилась жестко и бесповоротно собственным отцом. В раннем возрасте ее обручили с родным дядей (при этом он приходился ей кузеном, то есть двоюродным братом).

Кровосмешение было обычным делом для Габсбургов, которые хотели удержать Европу в своей власти. И им это удавалось: семья правила свыше 600 лет. Тем не менее, ДНК не обманешь, род постепенно исчез, растворившись в детских смертях их потомков.

Все непросто в судьбе Маргариты-Терезы. Она родилась только потому, что ее брат по отцу, наследник испанского престола Балтасар Карлос, умер в шестнадцать лет. Мальчик был обручен с Марианной Австрийской, которая приходилась ему кузиной. Благодаря этому браку должна была упрочиться связь Испании и Австрии.

Что оставалось делать его отцу, при этом —  вдовствующему —  королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?

Вопрос был решен в духе Габсбургов. 44-летний Филипп женился на несостоявшейся невесте умершего сына, своей пятнадцатилетней племяннице Марианне Австрийской.

Через 2 года у них появилась на свет героиня нашего рассказа Маргарита-Тереза, которую также посватали за ее дядю и одновременно кузена, будущего императора священной Римской империи Леопольда I.

Этим объясняется появление известной серии портретов инфанты: нужна была фиксация жизни, а также внешности будущей императрицы.

Портрет инфанты Маргариты-Терезы в 3 года

В придворной живописи высшие художественные требования соблюдаются не всегда. Диего Веласкес, будучи придворным живописцем, сумел сохранить безупречное равновесие между задачей официального портрета и проникновением в глубину личности своей модели. При этом, скорее всего, он любил эту маленькую девочку. Чего не докажешь, но это чувствуется.

Первый портрет «жемчужинка» (Маргарита с латыни переводится как «жемчужина») заслужила в возрасте около трех лет. С невероятным мастерством Веласкес включает все на картине в единую структуру, которая поначалу кажется несвязанной, но  при этом в ней ничего нельзя сместить или изменить. Но самое главное – это идеально выписанное лицо девочки, но фоне хаотичных, свободно наносимых мазков.

веласкес_инфанта_в_розовом_платье

Диего Веласкес, «Инфанта Маргарита-Тереза в розовом платье»; 1653-1654 гг, холст, 128,5х100; Музей истории искусств, Вена

Мы видим крошку – как ее заставили часами позировать? – в платье пока еще без кринолина. Парадное, но все-таки детское платьице; в то время в таких ходили и мальчики и девочки до достижения определенного возраста.

Как подтверждение – портрет ее брата, инфанта Фелиппе Просперо, родившегося через 6 лет после Маргариты. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными. Мальчик, на которого возлагались  надежды как на преемника, умер через два года после написания портрета. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. Сведя количество принадлежностей к минимуму, художник таким образом продемонстрировал хрупкость жизни маленького инфанта.

Веласкес_инфант_фелипе

Диего Веласкес, «Инфант Фелипе Просперо»; 1659 г., холст, масло, 128,5х99,5, Музей истории искусств, Вена

Но вернемся к Маргарите.

Ей разрешили опереться на стол, чтобы легче было стоять. Пухлые ручки, щечки, легкая настороженность – что вам от меня нужно? – как бы осторожно спрашивает девочка. При этом она чиста, свежа  и нежна, как любой трехлетний ребенок. И одновременно серьезны глаза; в них есть живой блеск, но без обычной детской беззаботности. И даже кажется, что она вот-вот готова расплакаться.

Портрет четырехлетней инфанты

А вот четырехлетняя Маргарита. Это картина хранится в Лувре.

инфанта-маргарита-лувр

Диего Веласкес, «Портрет Инфанты Маргариты, дочери ФилиппаIV»; 1655 г., холст, масло, 70х59; Лувр, Париж

Традиция официального портрета предполагает, что на зрителя будет взирать особа, которая умеет держать себя согласно строгому дворцовому этикету, холодная и неприступная.

Мы видим,  что платье уже более взрослое, пышную форму ему придают нижние юбки, костюм становится все тяжелее. Массивное золотое колье на шее подчеркивает высокий статус; но для Веласкеса это все та же золотистая девочка с пушистыми волосами. Она по-прежнему опирается на стол. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение, и отчаяние, и упрямство. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. По-детски большие глаза блестят – и это отличительная черта всех портретов инфанты кисти Веласкеса.

Дальше мы увидим, что блеск в глазах Маргариты-Терезы остался не навсегда.

Портрет Маргариты-Терезы в 5 лет

Следующий этап, все тот же Веласкес, девочке пять лет. Инфанта, судя по всему, уже считается довольно взрослой. Ей не позволено опираться о стол, руки в неестественной, но красивой позе, на талии чувствуется тугой корсет. Огромная юбка с кринолином, завитые волосы; крупное золотое колье.

инфанта_маргарита_5_лет

Диего Веласкес «Инфанта Маргарита-Тереза в белом платье»; 1656 г., холст, масло, 105х88; Музей истории искусств, Вена

Все указывает на статус, даже лишь одна крупная деталь интерьера – красный атлас портьеры – подчеркивает роскошь ее платья. Тем не менее, пальчики судорожно впиваются в юбку и в этом жесте чувствуется отчаяние и детская наивность. На лице постепенно проявляются обреченность и грусть. Но хочу обратить внимание, что дворцовой холодности все еще нет. Маргарита жива в своих чувствах и мимике.

Кто изображен на картине “Менины”

То же, или очень похожее платье, изображено на девочке в картине «Менины». Это очень знаменитая работа и, надо сказать, Веласкеса в первую очередь помнят именно по этой картине.

манины_анализ_картины

Диего Веласкес, «Менины»; 1656-1657гг., холст, масло, 318х276; музей Прадо, Мадрид

«Менины» ее стали называть в 19 веке («менина» с португальского – «фрейлина»). Но еще в 1666 году, когда производилась опись работ испанского живописца, это произведение называли «Семья Филиппа IV» или «Королевская семья».

Хотя, по сути,  здесь изображена жизнь королевского художника.

Веласкес, стоя перед мольбертом с кистью в руках,  будто смотрит прямо на зрителя, рассматривает его. На самом деле он вглядывается в лица моделей, которых мы видим отраженными в зеркале на стене за спиной художника. Это король с королевой.

На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы. Ужасающая скука и постоянная сдержанность позволяла лишь одно развлечение – карликов-шутов, которым разрешалось чуть больше, чем остальным. Именно шута Веласкес изобразил в живом движении, все остальные будто замершие скульптуры: грациозные, статичные и ненастоящие. Но у карликов была еще одна роль: на фоне их уродства королевская семья выглядела значительно симпатичнее.

Взгляд зрителя сразу выхватывает маленькую инфанту с гордой осанкой и надменным поворотом головы. Вокруг нее суетятся фрейлины (менины). Одна из них подает принцессе кувшин, заботливо (или услужливо) заглядывая в глаза. Чести подавать еду особам королевской крови удосуживались немногие. Но делать это надо было только присев. Инфанта уже научена вести себя соответственно статусу и художник подчеркивает это, тем не менее по-прежнему изображая Маргариту-Терезу с любовью и нежностью.

От этой грациозной куколки будто исходит свечение,  платье переливается, на пушистые волосы падает солнечный свет. И девочка, наконец, слегка, но все же улыбается – наверное, потому что напротив нее стоят мама и папа. Взгляд доверчив и в фигуре нет напряжения.

Это единственная картина семейства, где король и королева изображены вместе. Но при всем желании мы не можем разглядеть их ясно. Возможно, это сделано для того, чтобы не подчеркивать их тридцатилетнюю разницу в возрасте.

«Свечение» инфанты не просто выделяет ее на общем фоне, но и играет определенную роль, символизируя блестящее будущее. Во всяком случае, так предполагается и на маленькую девочку возложены большие надежды. Чуть позже мы узнаем, оправдала ли она их.

Пожалуй, это самое красивое изображение инфанты.

Портрет 6-летней инфанты

Чего не скажешь об этом портрете неизвестного художника, где на зрителя недовольно и даже зло смотрит темноволосая некрасивая девочка примерно лет шести. Это тоже наша Маргарита-Тереза.

инфанта_маргарита

Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты

Портрет Маргариты-Терезы в 8 лет

А вот ей восемь лет.

Одно из самых известных произведений Диего Веласкеса, хранится в Музее истории искусств Вены.

Маргарита-Тереза в синем. Великолепие платья, хоть и заставляет наш взгляд блуждать от складки к складке, разглядывать детали, блики, фактуру, тем не менее, не прячет от зрителя саму девочку. И в этом – мастерство художника. Наоборот, тяжелый бархат, который, наверное, не так уж легко носить, подчеркивает хрупкость инфанты. Тонкие пальцы удерживают муфту (возможно, во дворце холодно), правая рука то ли не прописана, то ли в перчатке. Синева платья меняет цвет зрачков девочки, до этого кареглазой.

инфанта_в_синем_платье

Инфанта Маргарита-Тереза-в синем платье, 1659 г., 127х107, Музей истории искусств, Вена

И мы видим перед собой хрустально-хрупкую, жемчужно-перламутровую голубоглазую  блондинку. По-прежнему румянец на щеках подчеркивает бледность кожи. Но даже блеск в глазах, созданный художником, не в состоянии придать живости этому лицу. Ее обреченная сосредоточенность и тусклость взгляда заставляет нас вновь рассматривать роскошь убранства, чтобы потом неизменно притянуть внимание к глазам, как мы уже совершенно точно замечаем, уставшей от своей роли и наскучившей жизни девочки.

Портрет Маргариты-Терезы в розовом

Спустя год Маргарита в розовом, ей девять. Просто-таки огромное платье, не одежда, а дом. Сложная замысловатая прическа, крупные серьги. Перед нами – анемичная девочка с маловыразительным взглядом. Но все же миленькая, несмотря на некрасиво сформированный овал лица. Видимо, как бы не хотел художник приукрасить свою «жемчужинку», оригинал начинал формироваться довольно причудливо. Хотя, если мы посмотрим на родителей, то поймем, что стать не-писанной красавицей шансов у малышки было мало.

инфанта_прадо

Диего Веласкес (?). Инфанта Маргарита в розовом, 1660., музей Прадо

Но дело даже не во внешности. Из девятилетней девочки будто высосали жизнь. На этом портрете она уже – приложение к своему платью, к своему статусу; девочка сливается с роскошной одеждой и интерьером. Это абсолютно цельный образ венценосной особы, но никак не портрет девятилетнего ребенка.

Кстати, сегодня считается, что этот портрет не принадлежит Веласкесу, а его написал зять художника Хуан дель Мазо. Возможно, поэтому здесь соблюдены все требования официального портрета: статус и значимость тут более важны, чем изображаемая.

Зато в Киеве, в музее Ханенко, находится эскиз кисти Веласкеса к этому знаменитому портрету в Прадо. Это единственное полотно художника в украинских музеях.

инфанта_веласкеса_в_киеве

Инфанта Маргарита. 1658-60. Холст, масло. Музей восточного и западного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев

В этом же году (1660) Веласкес умирает.

И сейчас перед нами ретроспективой портретов разных художников предстанет совсем другая Маргарита-Тереза.

Портреты инфанты разных художников

Этот портрет писался, когда она была в возрасте с 12 до 14 лет. Художник неизвестен.

Чувствуете разницу?

маргарита_тереза_испанская_инфанта

Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты

Абсолютно пустые глаза. На вас смотрит недовольный подросток с тяжелой нижней челюстью  и непропорционально вытянутым лицом. Какая-то безысходность сочится с портрета; безжизненность девушки будто специально подчеркивается мрачным фоном. Кричащие банты прячут единственное украшение  – ее волосы. Пухлые, но не соблазнительные, а странно деформированные губы. И грусть, грусть, грусть!

Четырнадцать лет. Такое впечатление, что инфанта только и делала, что росла и позировала. Портреты появлялись каждый год. Но на этом мы видим не только уже знакомые рыбьи глаза, неправильный овал лица, но и причудливой формы нос, который так явственно не проступает больше ни на одном портрете. На груди – комплемент тому, для которого предназначалась «фотоопись» — портрет жениха. Либо художник был слишком правдив и таки изобразил настоящие черты вырождающихся Габсбургов, либо очень не любил инфанту.

инфанта_маргарита_дю_шато

Герард дю Шато. Инфанта Маргарита, 1665

Вообще, бытует мнение, что Веласкес льстил королевской чете, приукрашивая будущую императрицу. Мы об этом не узнаем, но зато можем изучить остальные портреты.

Маргарите пятнадцать

Уже знакомый нам Хуан дель Мазо.

Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. Все переживания 15-летней девочки, которая сейчас потеряла отца, а через несколько месяцев выйдет замуж, логичны: печаль, страх, усталость. При этом она еще и обязана позировать. Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. И вот тут ей можно было полностью отдаться своим тяжелым чувствам: риторика траурного портрета предполагает изображение горя, и оно у Маргариты-Терезы неподдельно.

инфанта_маргарита_15_лет

Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Маргарита Австрийская, 1665-1666.

Но все же ей 15 лет и мы помним, что она вскоре выходит замуж. Да, инфанта повторила в этом смысле судьбу своей матери, став женой в 15. Правда, Маргарите повезло чуть больше: ее жениху 26, а не 44, как было в случае с ее матерью, Марианной Австрийской, когда она выходила замуж за отца Маргариты-Терезы.

И вот предсвадебный портрет. Она снова светится, очень мила и даже привлекательна. Видимо, само событие свадьбы способно вернуть к жизни любую девушку.

иглесиа_инфанта_маргарита

Франсиско Игнасио Риус Иглесиа. Инфанта Маргарита, 1666

Хочу отметить, что носить подобные платья ежедневно было, наверное, тяжелым испытанием. Тем более — испанские наряды, где подол юбки должен был тянуться по полу, а платья всегда были громоздкими: ведь «у испанских королев ног нет». Тут и при крепком здоровье затоскуешь, таская на себе килограммы тканей и украшений.

Но в предсвадебный период, возможно, девушка все же позволила себе воодушевление и в этом портрете изображение атрибутики меркнет перед ее нежным мечтательным выражением лица.

Замужество Маргариты-Терезы

Напомню, что Маргариту-Терезу засватали за Леопольда I, ее родного дядю и одновременно кузена. Ему было 26, ей 15, когда они поженились. Тем не менее, говорят, что она до конца своих дней называла мужа дядюшкой.

И вот перед нами австрийская императрица, ей 16. Одежда в барочном стиле, вообще наряд карнавальный. Портрет двойной: жена и муж, такие театральные произведения традиционно писались в честь свадеб.

Император тоже не красавец, вообще историки аккуратно описывают его внешность  как «сомнительную», но тут, по сравнению со своей суженой, он бравый мужчина, а она опять бестелесная тень, да еще и с плоским лицом неправильной формы, шутовскими губами и тяжелым подбородком.

Леопольд_I

маргарита_тереза_императрица

Иелерен, Парный портрет императорской четы, 1667, Музей истории искусств, Вена

Историки утверждают, что при австрийском дворе Маргариту не любили. Вроде бы она была не очень умна и превыше всего ценила только свою испанскую свиту.

Рожать она начала практически сразу, говорят, у нее было 6 беременностей, но четверо детей, трое из которых умерли во младенчестве. Добавлю, что Маргарита-Тереза на все это имела 6 лет, так как сама умерла в 21 год.

Это последний прижизненный портрет нашей героини. Императрица Маргарита изображена с дочерью, единственно уцелевшим ребенком, которая дожила до совершеннолетия, вышла замуж и умерла в 23.

Мы видим привлекательную в своем материнстве женщину, которая, судя по всему, пережила немало за свой короткий век. Маргарита-Тереза по-прежнему печальна, ее тоскливая усталость переплетается с нежностью в глазах – возможно, теплые чувства к дочери хоть как-то держали ее на земле. Девочка, кстати, весела и пышнощека, но, видимо, тоже здоровье дает все основания опасаться за ее жизнь, судя по большому количеству амулетов поверх ее фартука.

марагарита_тереза_с_дочерью

Императрица Маргарита Тереза с дочерью эрцгерцогиней Марией Антонией

Вот так и выходит, что Маргарита-Тереза не оправдала возложенных на нее надежд продлить испано-австрийскую династию Габсбургов. Она не оставила наследника Леопольду I, к чему ее готовили с рождения.

К слову, Леопольд очень быстро женился, но и во втором браке обе его дочери умерли еще маленькими. И только в третьем браке он получил желанного наследника.

А Маргарита-Тереза, эта принцесса и императрица, остается в нашей памяти как маленькая «жемчужинка», которую с такой любовью изображал один из величайших живописцев мира Диего Веласкес.

Вот так великая живопись может изящно рассказать нам истории человеческих жизней.

 

 

Источники

книги: Георг Куглер «Венский Музей истории искусства»; Вольфганг Прохаска «Музей истории искусств, Вена» (серия «Музеи мира»

cайты: matrony.ru; nearyou.ru; muzei-mira.com

 

Автор: системно-семейный расстановщик Ольга Артёменко

Если вам захочется поблагодарить автора: 4149 4391 0427 5809 (карта ПриватБанка)

Психологическое Таро (индивидуальный портрет личности)

Системно-семейные расстановки

Исцеление души и тела (Рейки)

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Подписаться на страницу и рассылку:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Введите правильный ответ *

Контакты

Ольга Артеменко
artola@ua.fm
+38 (050) 905-28-14

Социальные связи
© 2018 Сайт Ольги Артёменко