Бурлаки на Волге. Необычное в привычном

 

символика картины “бурлаки на волге”

Бурлаки_на_Волге_картина

 

По сути, на картине изображена обычная жизненная ситуация для тех времен, для той России. Когда Репин увидел впряженных людей, где-то рядом гуляли праздные дачники и вовсе не обращали внимания  на «людской скот».

«Какой, однако, это ужас, – говорю я уж прямо. – Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?

— Да, такие голоса уже раздавались. — Савицкий был умница и практически знал жизнь. — Но буксиры дороги, а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников! Чего бы это стоило!»

«Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

«Какой, однако, ужас!»  – первое впечатление от картины.

Но в каждом жесте бурлаков, в каждой детали заложены автором дополнительные смыслы. О них рассказывает в своем видеосеминаре «Грань между ремеслом и искусством» Андрей Цымбал.

Значение символов здесь   http://www.artola.com.ua/yazik-isk-chisla/ (символика чисел) и здесь:  http://www.artola.com.ua/yazik-isk-prodoljenie/. Благодаря этой информации вам будет легче «раскодировать» картину Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге».

каждый бурлак несет свой смысл

Я хочу начать с бурлаков.

Рассмотрим первую тройку. Три в искусстве означает деление на классы.

картина_бурлаки

Первый бурлак, представитель первого класса – крестьянин.

илья_репин_картина

Он босой (то есть совсем нищий). Штаны его белые (символ будущего), но в полоску: будущее за решеткой. Штаны порваны – недавно произошла отмена крепостного права. Но под дырой – такие же штаны, белые и в полоску. Несмотря на отмену, рабство продолжается.

Второй бурлак с опаленными усами и бородой, возможно – кузнец. Представитель рабочего класса.

репин_на_волге

Третий бурлак в первой тройке выше остальных. Его социальный статус выше. Это – представитель третьего класса – эксплуататор. Он одет в синюю рубаху (цвет насилия и эксплуатации). В его зубах – трубка. Пока остальные работают – он курит. Тем не менее, он тоже тянет лямку самодержавия (баржа, корабль – это символ государства). Глаза его скрыты в тени – мы не видим, что он чувствует. Обратите внимание, что у него видны только левая рука и левая нога – он тянет лямку за счет левых сил (народа).

на_волге_бурлаки

 

Четвертый бурлак чувств не скрывает – он прямо смотрит в глаза зрителю, как бы говоря: да, такая жизнь у нас. 4 – это непогрешимость, мудрость: то, что ничего не скрывает.  Правое плечо бурлака прикрыто, а левое – обнажено. То есть правые – одеты, левые – абсолютно голы. Правая рука накрыла левую, демонстрируя нам, кто находится сверху.

репин_бурлаки_картина

Пятый бурлак – символ денег. Он должен показать, где находятся деньги. И мы видим, что он поднял правую руку выше головы. Рука сжата в кулак – деньги у правых, очень высоко. Левой руки не видно вообще – у народа денег можно не искать.

картина_бурлаки

Шестой бурлак – символ рабства. Он молод и блондин – за ним будущее. Он одет в красную рубаху – символ революции, войны. Желтый крестик (желтый, золотой – символ богатства) сместился в левую сторону. Крестик – надежда, вера; вера в лучшую жизнь народа после революции. Это единственный бурлак, у которого левая нога ближе к зрителю и освещена солнцем (молодое революционное движение растет – левая нога в свету и впереди). Он сопротивляется, хочет скинуть лямку левой рукой. Но правая крепко держит лямку и не дает ее сбросить.

 

Седьмой бурлак – символ счастья. Его еще нужно найти.  То есть счастья практически нет. Ну разве что у правых чуть-чуть: четко видны правая рука и правая нога; левая нога отставлена далеко назад, а левой руки нет вообще. Счастья для народа не существует.

Обратите внимание, что бурлаки идут по золотому песку. Золото – это богатство. Земля у нас богатая, говорит художник, а счастья – и нет.

илья_репин_живопись

Восьмой бурлак. 8 – это война, насилие. И усиливая это значение, художник одевает восьмого бурлака в синюю робу. Бурлак держит синий кисет. Пока левая рука его поддерживает, правая набивает трубку. Под левой рукой кисет пуст, под правой – заполнен, аж провисает, при этом – он желтого цвета. Под левой рукой – красная заплатка (символ революции).

бурлаки_картина

Девятый бурлак – символ свободы. Он единственный обут в сапоги. Его рубаха белого цвета – будущее, на которую накинута зеленая жилетка – свободное будущее. Но правая рука держит бело-синюю рваную лямку. Так какое же будущее? Тянуть лямку, считая себя свободным? Синий цвет – цвет насилия. Хочешь-не хочешь, заставим и будешь тянуть. Левая рука у свободы откинута от зрителя. Свобода для левых – в последнюю очередь.

символика_бурлаков_на_волге

Десятый бурлак – деньги. Он смотрит в правую сторону картины, куда-то вдаль, показывая, где находятся деньги. Бурлак одет в зеленый балахон, но на плечах – синий капюшон. Насилие над свободой – вот что такое деньги.

значение_картины_бурлаки_на_волге

Одиннадцатый бурлак. На картине он стоит в стороне от своих десяти собратьев. 10+1. Две группы по пять человек и одна группа из одного человека – это все та же тройка, классовость. Третий класс – эксплуататоров – одет в синюю одежду (цвет насилия и эксплуатации). Он не смотрит по сторонам, он видит только золото под ногами. Ему тоже тяжело, он согнулся под своей ношей, но упорно тянет лямку отдельно от остальных.

смысл_бурлаки_на_волге_картина

другие символы и загадки “бурлаков на волге”

Кроме описанных у бурлаков, в картине еще много символов и загадок.

Например, вот эта.

парусник_на_картине_бурлаки

Парусник (символ государства) с белым парусом (будущее) слева картины идет под левым ветром. То есть государство тянут в будущее левые силы.

С другой стороны картины небольшой, но уверенно идущий под правым (!) ветром пароход.

репин_илья_бурлаки

Некоторые считают, что это ошибка художника.

Но ошибка ли?

Внутри парохода есть двигатель – правительство, которое ведет государство. И ведет под правым ветром.

А в центре картины, между двумя противоборствующими судами – большой корабль, который бурлаки тянут задом наперед! Вот такая неразбериха в стране.

Перевернутый триколор – переворот, указывает на революционную ситуацию в стране (под левым ветром).

илья_репин_символика

Веревка тянется к верхушке мачты, а не к ее середине. Хотя на эскизах Репина, когда он делал зарисовки с натуры, веревка привязана к середине мачты и к корме – так необходимо, чтобы корабль был устойчив на воде. А на картине  Репин изобразил веревку так, чтобы было ясно: если сильнее потянуть, корабль накренится и перевернется. Еще одно указание на революционный переворот.

Корзинка – символ тюрьмы – порвана. Камень, перевязанный веревкой, – это символ утопленника. Но он уже на берегу.

корзинка_репин_картина

Это все признаки, указывающие на революционную ситуацию в стране.

Единственная на картине женщина (символ родины) находится на корабле. Она одета в белую рубаху и красный платок (указание на революционное будущее).

репин_картина

Мужчин, считая 11 бурлаков и 2 на корабле – 13. 13 – число, символизирующее несчастье. Кстати, лаптей (символов русской нищеты) – тоже 13.

художник_репин_бурлаки

Бурлаки тянут корабль влево, а рулевой держит штурвал, направляя его вправо. Тем не менее, хозяин корабля уже стоит на коленях и одет в красную рубаху – тоже признаки революционных идей в обществе.

 

И еще один малозаметный, но очень важный символ.

бурлаки_репин_на_волге

Будочка с золотым шаром вверху, с синей крышей и зелеными стенами. На ней нарисована белая  русалка. Когда корабль перевернется, она окажется в своей стихии, на свободе. Но русалка – это фантом, мистическое, бесплотное существо. То есть свобода в будущем – это нечто мифологическое. И даже переворот не приведет к свободе…

 

Илья Ефимович Репин написал картину “Бурлаки на Волге” в 1870-73гг., когда революционное движение набирало темп. Она были куплена по предварительному условию великим князем Владимиром Александровичем: будучи вице-президентом Академии художеств, великий князь по должности обязан был «поощрять таланты».  “Бурлаки на Волге”долгие годы висели в биллиардной великого князя, скрытые от народа. Лишь изредка сиятельный владелец разрешал показывать картину на выставках.

Еще по теме “Почему это шедевр?”:

Есть ли тайны у “Тайной вечери?”
“Плот “Медузы” О чем эта картина?
Язык искусства. Символика чисел
Язык искусства (продолжение)
Эдвард Мунк. Крик

Что таит в себе “Пейзаж с фонарями” Поля Дельво?

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Подписаться на страницу и рассылку:

Поддержите автора!

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Введите правильный ответ *

Проект существует благодаря поддержке читателей

Контакты

Ольга Артеменко
artola@ua.fm

Социальные связи
© 2018 artola.com.ua